
Финляндия. Знакомство. Часть 1
Наверно читатель, особенно питерский, посмеется над этим отчетом. Мол, чего тут особенного, мы к финнам как домой ездим. Согласен. Но у всех был когда-то первый раз и этот первый раз оставил особенные впечатления. Потом они, скорее всего, сгладятся, затрутся обыденностью подобных путешествий. Вот чтобы зафиксировать эти ощущения я и написал этот отчет.
К поездке «в Европы» я готовился еще с весны. Сделал загранпаспорт, получил визу (в Питере финскую проще всего) и страховку. Уже прикидывал маршруты которыми поеду, достопримечательности которые посмотрю. Но все случилось как-то неожиданно. Я только вернулся с Мотобухты , несколько дней пролентяйничал дома, и тут товарищ предлагает скататься в соседнюю Финляндию на выходные с ночевкой. Говорю, что я не очень финансово готов «европы покорять», меня успокаивают, что денег много и не понадобится. Тем более что документы готовы. Ок, значит едем.
Утром в 10 встречаемся на условленном месте, на Выборгском шоссе, выбираемся из вечной субботней пробки и бодро катим в сторону границы. По дороге покупаю «зеленую карту», попутно удивившись тому, что в Финляндии мотоциклы относятся к категории Б (автомобили к А)
Еще сотня километров и вот крайняя заправка на нашей территории. Заливаемся «под горлышко». У наших соседей бензин все-таки по 1.6 евро за литр а 92й отсутствует вовсе. Еще немного проезжаем, минуем пост на Сайменском канале и вот упираемся в первую проверку документов. Две женщины-пограничника проверяют загранпаспорта и свидетельства о регистрации ТС (позже я понял, что это по сути единственные документы, которые проверяют)

После первого поста проехали еще с километр и уперлись в очередь из авто, которую благополучно объехали и встали впереди. Никто не протестовал. Когда над нашей полосой зажегся зеленый сигнал светофора, мы первыми подъехали к шлагбауму, слезли с мотоциклов и подошли с документами к окнам в которых сидели наши пограничники. Те снова посмотрели загранпаспорт и свидетельство о регистрации , потом внимательно посмотрели на физиономии владельцев и поставив штампы отпустили нас с миром. Вся процедура заняла не более 5 минут на всех.

Дальше осталось пройти финскую часть границы. Со скоростью 30-40 кмч проезжаем еще около километра, и попадаем на финский терминал. Там тоже все быстро. Финский пограничник на вполне хорошем русском спросил куда мы направляемся и сверив наши физиономии с паспортами, шлепнул в них свою печать.

И вот передо мной Финляндия. На первый взгляд — таже самая Ленобласть, но если присмотреться отличия начинают бросаться в глаза. Первое это знаки ограничения скорости. Они тут другой расцветки, а некоторые еще и подсвечены светодиодами. 80 кмч и не быстрее — вокруг куча камер и штрафы весьма солидные (минимальный от 100 евро)

Первая цель — остановиться где-то , желательно в симпатичном месте и перекусить. Сворачиваем с главной дороги на второстепенную в сторону поселка Виролахти (Virolahti) (тут скорость приходится еще сбросить до 60) и неторопливо катим , следуя причудливым изгибам асфальта. Тут замечаю еще одно отличие — вдоль дороги стоят частные дома, но не привычные нам, обнесенные серьезным забором а вообще без оного. В редких случаях присутствует чисто декоративная изгородь, высотой ниже колена. Возле домов никаких огурцов-помидоров, только подстриженная травка и ОЧЕНЬ ЧИСТО.

Через десяток километров подъехали к берегу Финского залива, припарковались на бесплатной стоянке и вытащив из кофров припасенные бутерброды позавтракали с видом на залив, разложив свои припасы на плоских гранитных глыбах. Посидели еще минут 15, и поехали колесить дальше.



На этот раз мое внимание привлекла вывеска со смутно знакомым словом «Salpalinja». Точно! Это же последняя линия обороны Финляндии, построенная маршалом Маннергеймом после «Зимней войны» с СССР 39-40г. Вот это мне интересно! Проехав около 3х км от деревни Миехиккяля ( Miehikkälä ) увидели справа Т-34-85 и ряд противотанковых надолбов.

Посещение музея платное, 8 евро. Билеты продавались в кафе (где можно слегка перекусить и купить сувениры). Девушка-продавец сначала поздоровалась по фински а потом без проблем перешла на английский. В общем купили 3 билета, погуляли по одному из маршрутов (там их три), осмотрели бункеры вырубленные в скалах, забрались на наблюдательную вышку, прогулялись по траншеям. В них, кстати, росло полно земляники, малины и черники. Осматривая экспозицию мы ее потихоньку ели, совмещая приятное с полезным.


Более подробно про этот музей я расскажу в следующей части. Пока только несколько фото выложу.




Музей уже закрывался, да и надо было подумать о поиске места для ночлега. прыгаем на мотоциклы и едем дальше по довольно живописной дороге.
Через какое-то время замечаю, что едущие за нами машины с финскими номерами не поджимают и не обгоняют. Просто едут. Непривычно. Свернули в лес. Тут дорога была хоть и грунтовая, но не многим хуже асфальтовой. Разве что несколько пыльная. Мои попутчики, как уже опытные люди, объяснили, что по финским законам ставить палатку можно в любом месте, единственное — необходимо удаление от ближайших домов, как правило визуальное. Если это никак не получается, то надо хотя бы спросить разрешения у хозяев. Костры можно разжигать только в тех местах где уже есть кострище. Лучше пользоваться горелкой. Ездить по нетронутой траве или мху категорически нельзя — только где есть хотя бы тропинка. Штрафы за нарушение этих правил весьма серьезные.

Ребята в итоге нашли такое место, что я даже сначала засомневался, а проедем ли мы там. Трансальп конечно эндуро, но ведь не XR! Но все таки пролезли и оказались на берегу озера Savanjarvi, на довольно живописной полянке со всех сторон закрытой ёлками. Поставили мотоциклы за ёлки и еще (для маскировки, на всякий случай) накрыли их черными чехлами — чтоб с другого берега было не видно (мало ли…).

Что меня удивило — даже на этом, довольно глухом месте, БЫЛИ СКАМЕЙКИ, СТОЛ И ВЫЛОЖЕННОЕ КИРПИЧОМ КОСТРИЩЕ! Рядом небольшой кучкой лежали наколотые и уже сто раз высохшие дрова.
Все это было таким старым, что скамейка легко сломалась пополам, стоило лишь попытаться присесть — дерево было уже трухлявым.

Не обошлось и без неожиданных сувениров — я заметил, что прямо передо мной в дереве торчит нож. Когда я его вытащил оказалось, что это совершенно целый, только покрытый небольшим слоем ржавчины, штык от финской штурмовой винтовки Valmet M-62. Вот это трофей! :))
(Фоткал уже дома)


В общем поставили палатки, достали продукты, приготовили нехитрый походный ужин. И под зудение финских комаров (после их родственников с Мотобухты, эти мне показались даже какими-то слишком вежливыми) засиделись до поздней ночи.


***
Проснулись не то чтоб очень рано, позавтракали, свернули лагерь и поехали дальше. Особенных планов не было, просто катили по красивым, извилистым дорогам. Пришло в голову что здесь ограничение «60» вполне уместно — довольно крутые повороты и спуски-подъемы позволяли ехать лишь немногим больше.


Солнышко припекало, и мы свернули куда-то с дороги. Как выяснилось к берегу довольно большого озера Kivijarvi. Здесь решили искупаться и двигать дальше. Вода была просто замечательная, вылезать совершенно не хотелось.

Это место было оказывается довольно популярно у местных жителей — пока мы купались подъехали пара машин. Водитель одной, увидев что место занято уехал сразу, из другой вышли две женщины и поздоровавшись с нами тоже пошли купаться.
Ребята уже знали местность и провели меня по довольно большому отрезку грунтовой дороги — как я уже писал выше, она отличалась от асфальтовой только чуть большей пыльностью и совсем маленьким количеством песочка. Но при этом была еще более живописной.

Потом мы выбрались на магистраль с ограничением скорости уже 100 и поехали в сторону Лаппеенранты — я хотел зайти в универмаг Biltema, купить проставки для руля. Все-таки Финляндия не большая страна и расстояния соответственно невеликие.
Очень скоро мы свернули к Лаппеенранте и миновав пару кольцевых развязок (у финнов кольца всегда главные) и светофоров, остановились на парковке перед Biltema. Рядом находились еще несколько магазинов , в том числе Motonet (он правда в воскресенье не работает)

Прошелся по магазину, прикупил стойки руля, новые резиновые гайки для ветровика и наклеечку с финским флагом (на кофр). Ребята тоже прикупили какую-то мелочь. Особенно облегчает жизнь то что здесь есть русскоговорящий персонал — до границы рукой подать.
Напоследок,уже перед самой границей, остановились в пограничном супермаркете (так и написано на нем: Raja market Laplandia — народ хотел прикупить домой некоторых продуктов (в Питере так многие делают) и уже через пару километров выехали к пропускному пункту.


Финны снова проверять ничего не стали ( я, если честно, переживал за свой трофей — штык), наши тоже решили не заморачиваться. Пожелали удачной дороги и открыли шлагбаум. Собственно на весь проход границы мы потратили в общей сложности всего около 40 минут.

Дальше мы проехали приграничную территорию по дороге вдоль Сайменского канала, где останавливаться можно только на заправке и вышли на нашу «Скандинавию» с привычными нам скоростями под 130. Через три часа я уже закатывал мотоцикл в гараж.

Спустя 2 недели я снова поехал в Финляндию — но об этом во второй части.
Материалы по теме:




