линия маннергейма
БОЛЕЕ СТАРЫЕ ПОЕЗДКИ,  2008

Линия Маннергейма

С тех пор как я впервые побывал на остатках финских укреплений Линии Маннергейма (советско-финская война 1939-1940гг) укреп-района Лейпясуо, я загорелся идеей поподробнее копнуть эту тему, съездить на другие места боев,  по возможности пролезть внутрь финских железобетонных крепостей.
Покопавшись в интернете, почитав тематические сайты, я выяснил, что самые кровопролитные и тяжелые бои за Карельский перешеек шли в декабре 39 года-феврале 40, в возле деревушки Summa, у озера Summajarvi (ныне озеро Желанное). О планах этой поездки я рассказал на сайтах MOTO-TRAVELS.RU и TRANSALP-CLUB.RU . Примерно через неделю-полторы все желающие договорились где кто с кем и когда встречается и вот, наступил день отъезда.

Окончательно, состав подобрался следующий:
Из Питерая с женой на ТА600, Михаил (Shadow) -ТА600, Володя AX(Honda AX-1), Лёха Tranporter (Honda CB750), Володя Bobas (Honda XR250)
Иногородние: Ярослав (Vat) — TA650 из Москвы и Сергей(serg)Кудряшов на Suzuki Djebej 250 из В.Новгорода.
Встретившись рано утром с Ярославом,Сергеем и Мишкой, мы двинули к месту общего сбора. Там нас должны были уже ждать остальные. Встретились, затарились нужными продуктами в ближайшем супермаркете (изза безумных очередей потеряли кучу времени) и наконец выдвинулись.

Ехать было относительно недалеко, немного не доезжая Выборга, по трассе «Скандинавия» до поворота на с. Кирилловское. Потом двигаться в сторону Каменки и примыкающего к ней танкового полигона. По будням на нем частенько проходят стрельбы, территория оцеплена, везде часовые, и проехать проблематично (да и разбивать палатки под летающими в воздухе железными болванками не самая лучшая идея!) — но была суббота, и мы легко въехали на грейдер полигона.Вот тут я впервые ощутил, что я не зря сменил резину на своем ТА. Грейдер представлял из себя гравий и песок в равных пропорциях (для танков-то нормально) — но моя новая Metzeler Enduro 3 Sahara замечательно эту дорогу переваривала.

Проехали полигон почти насквозь, с правой стороны увидели то, что осталось от первой цели нашего путешествия  — финский ДОТ Sj4 «Поппиус» (по фамилии его первого командира — младшего лейтенанта Поппиуса). В документах РККА укрепление проходит под названием «ДОТ 006»

От этого достаточно глобального сооружения почти ничего не осталось. Он довольно серьезно пострадал во время штурма, да и после взятия его подорвали несколькими тоннами взрывчатки саперы РККА.

Красноармейцы осматривают бронеплиты на руинах ДОТ «Поппиус»
Бойцы РККА и подбитые советские танки возле руин «Поппиуса». Фото кликабельно.

но полностью уничтожить не смогли все равно — слишком основательно его построили финны. В наше время уже разрушенной крепости снова пришлось несладко — некоторые энтузиасты срыли часть руин экскаватором.

Уцелел только один полузаваленый вход в казарму — проникнуть туда довольно сложно, но Володя и Сергей пролезли. Внутри они обнаружили колодец с чистой водой. Сейчас на вершине холма, который раньше был грозной крепостью стоит крест. У его основания — проржавевшие каски, саперные лопатки, осколки….подножие холма даже сейчас усеяно позеленевшими гильзами от винтовки Мосина.

Осмотрев первый ДОТ, прыгаем на мотоциклы и едем дальше по дороге — через пару километров сворачиваем в лес. И практически упираемся в Sj2  — так называемую «испытательную стенку». Такое название прилипло потому, что на этом сооружении когда-то испытывали различные типы бетона, расстреливая его разнокалиберными снарядами. А когда начались боевые действия, Sj2 пригодился как укрытие. Сохранился относительно неплохо — но ничего особо интересного из себя не представляет.

День перевалил за вторую половину и пора было задуматься о лагере. изначально его планировалось разбить на оз.Желанном. Но выяснилось, что точной дороги туда не знает никто. Принялись искать. Были найдены несколько путей, которые вели в сторону озера но все они были довольно труднопроходимыми для тяжелых аппаратов. Тогда посовещавшись, приняли решение поехать по асфальту в объезд полигона и свернуть уже практически возле самого озера.

Вернулись на грейдер ,прошли обратно через полигон и отмахали с десяток километров по шоссе в сторону населенного пункта Гаврилово.

На одном из поворотов, свернув с асфальта мы попали на лесовозную дорогу. Лесовозную, потому что вокруг явно велись лесозаготовки и пересекающие нам путь болота были засыпаны бревнами. Сама же дорога была полностью песчаной.  Легким эндурам Джебелу и XR такой песок что асфальт, а моему тяжело груженому Трансальпу пришлось тяжеловато. В итоге я устал «отлавливать» байк в песке, ссадил Татьяну и песчаный отрезок преодолел в одиночку.

Въехав в лес, мы без труда нашли хорошую полянку для лагеря на самом берегу озера. Разложили палатки, разожгли костерок. Поставив раскладной мангал, сообразили шашлык. И до темноты болтали, пили виски, ели мясо:)

************************

Утром я проснулся раньше всех. Вылез из палатки и пошел на берег озера. Озеро скрывал туман. Не плотный, но довольно красивый. Он как бы клубился на самой водой не трогая берега. Описать в полной мере очень сложно. К сожалению, не смог сфотографировать-батарейка в фотоаппарате села.Глядя на этот туман мне вспомнилась одна из легенд про эти места.


По ней, недалеко от озера Суммаярви, на берегу речки Марайоки (это рядом, меньше километра от нашего лагеря) сидел таким же ранним утром безымянный финский солдат и кипятил чай. Незаметно подкравшийся красноармеец убил его в спину. Солдат упал, опрокинув котелок с чаем, который вылился в реку. С тех пор, вода в Марайоки цвета крепко заваренного чая, и говорят, что ранним утром, сквозь туман, который окутывает Суммаярви иногда можно различить на противоположном берегу фигуру человека в белом маскхалате и на лыжах….это тот солдат до сих пор ищет своего обидчика…


Когда все проснулись, и позватракали — было принято решение идти искать ДОТ Sj5 «Миллионный». Называется он так, потому что его постройка обошлась Финляндии в миллион марок.
Чтобы кто-то присматривал за лагерем идти решили по очереди: сначала Володя, Ярослав и Serg и после них мы с Татьяной и Миха. Бобас к тому моменту уже уехал-у него в Питере были какие-то дела.
Вобщем наша троица пошла второй. Чтобы особенно не плутать, взяли в наших «первопроходцев» GPS с трэком пути до Sj5.
Шли недолго. Сначала вообще по дороге, ведущей дальше вдоль озера, потом свернули в лес. Дорога постепенно превратившись в тропинку потом исчезла вовсе. Только слабая примятость травы показывала что здесь недавно кто-то проходил. Стали всё чаще попадаться заплывшие землей окопы, остатки пулеметных гнезд, ходы сообщения. Проржавевшей колючей проволоки под ногами было столько, что  наверно её тут можно было бы добывать в промышленных масштабах…
Вот справа показалась полоса «зубов дракона» — гранитных противотанковых надолбов, закопаных в землю в 3 ряда. Мы пошли вдоль них.

Вдруг под ногами снова зазмеилась выползшая из травы тропинка. Она привела нас к реке Марайоки, той самой, которая упоминается в легенде про «белого финна». Вода в ней действительно  очень напоминает крепко заваренный чай: мутная, зелено-коричнево-желтоватая….оно и понятно, вокруг болота. Перебравшись через речку по переброшенному бревну и пройдя ещё метров 150-200 мы остановились у подножия довольно высокого холма поросшего лесом. На его вершине и находился ДОТ Sj5″Миллинонный».

ДОТ был здоровым. Даже не смотря на то, что его боевые помещения почти полностью разрушены и уцелел в основном командный пункт и казарма в восточном каземате — западный каземат был полностью уничтожен  саперами РККА при штурме 12 февраля 1940г (на крышу натаскали несколько тонн взрывчатки и жахнули).

схема ДОТ SJ5 «Миллионный»
остатки коробки из под лент пулемета Максим

Влезть внутрь можно было с 2х сторон — я полез там, где было больше места. Аккуратно миновав очень сильно покореженную взрывом толстую бронедверь, я погрузился в холодную сырость подземелья….

Честно говоря, сначала даже мурашки побежали — тихо (снаружи звуки не проникали), холодно и сыро….как будто в могиле. Потом, фонарик выхватил из темноты остатки трубопроводов идущих вдоль стен — здесь было отопление и вентиляция и даже водопровод для охлаждения пулеметов. Чем глубже спускались, тем легче становилось — потолок становился выше, разрушения меньше.
Место где была казарма гарнизона практически вообще не тронуто. Даже сохранился крепеж деревянных двухъярусных нар к стенам. Полазив по всем доступным для пролезания местам, мы стали выбираться наружу.

Кое где лезть приходилось очень осторожно, из за торчащих то здесь то там огромными пучками и завязанных взрывом в узел прутьев арматуры толщиной до 4 сантиметров. Когда вылезли — решили ещё прогуляться. Спустились вниз, с подножию ДОТа, со стороны откуда финнов атаковали бойцы РККА. Шли очень аккуратно — колючей проволоки здесь стало ещё больше. Земля изрыта огромными воронками (они явно видны даже спустя столько лет) так часто, что найти ровный участок практически нереально. Часто попадаются валяющиеся на земле или торчащие из земли осколки снарядов, мин. Плато по которому мы шли, было позвано красноармейцами «Долиной Смерти» — местность в 39-40 годах была открытая и простреливался каждый сантиметр.

Вообще, это место произвело на меня очень сильное впечатление. Жаль что это всё никому не нужно….потихоньку рассыпается в пыль,ржавеет…растаскивается на металлолом…..и скрее всего через 10-15 лет никаких следов от этих мощных укрепленй просто не останется. Очень жаль.
(дополнение 2020 года — к счастью я ошибался. Неравнодушные люди стали наводить порядок, расчистили завалы, поставили таблички. А значит интересующимся всё еще будет на что посмотреть)

схема сооружений относительно друг друга и местности

Побродив ещё немного мы двинулись в обратный путь. День перевалил далеко за полдень и надо было собираться в сторону дома. Когда мы подошли к лагерю, ребята ждавшие нас уже сложили свои палатки. Мы наскоро перекусили и быстро собравшись двинулись домой.

Обратная дорога прошла без особых приключений, если не считать что на заправке, куда мы заехали, какой то мужик въехал Мишке в стопарь. Естественно разбил. На месте платить он отказался,пришлось вызывать ГАИ. Пока тянулись выяснения-разборы потеряли несколько часов. Радует что хоть по всем раскладам правы оказались мы.
Домой приехали уже под вечер.

Материалы по теме:

АПК «Слон» или дождливая экскурсия на КаУР
Осень неумолимо отсчитывает дни до конца сезона. Всю неделю собирался прокатиться куда-нибудь в единственный выходной — воскресенье. Чтобы и не далеко и интересно. Перекапывая ...
Дождливый слет или начало сезона 2017
Новый сезон не баловал погодой с самого начала. Глядя на то, как за окном сменяют друг друга снег с дождем, а градусник не показывает ...
Карельский перешеек
Всё началось с желания отметить свой недавно прошедший день рождения с друзьями. Понятное дело, в городе я этого делать не хотел, было большое ...
Землями княжества Новгородского
https://www.youtube.com/watch?v=fCvRluI8kyI Небольшая поездка на 3 дня: СПб - Гдов -Псков - Изборск -Печоры - Пушкинские Горы - СПб За качество прошу прощения - ...
На запад и немного дальше
https://youtu.be/Ty2cNG3vqQk Мое путешествие к крайней западной точке России. Интересные и исторические места Прибалтики, Польши и Калининграда. Ниже таймкоды для более удобного просмотра. ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *