ПО РОССИИ,  СЕВЕРО-ЗАПАД

АПК «Слон» или дождливая экскурсия на КаУР

Осень неумолимо отсчитывает дни до конца сезона. Всю неделю собирался прокатиться куда-нибудь в единственный выходной — воскресенье. Чтобы и не далеко и интересно. Перекапывая интернет в поисках «куда поехать» наткнулся на место, которое собираюсь посетить уже год — но как говорится, все руки не доходили. Естественно, место касалось моего второго увлечения после мотоциклов — военной истории.

Этим местом является артилерийский полу-капонир (далее АПК) Карельского укрепленного района (КаУР), когда-то имевший позывной «Слон». Название прилипло. Он и правда похож на слона, длинные, 100мм орудия высовываются из массивной бетонной туши как хоботы.

Еще в пятницу стало понятно, что погода будет плохая. Все сайты с прогнозами наперебой обещали дождь разной степени интенсивности. Успокоил себя тем, что возможно дожди будут не везде — авось и проскочу.
Позвонил друг Диман с предложением покататься — я рассказал о своих планах, он тоже решил присоединиться. После непродолжительного обсуждения, на погоду решили наплевать и ехать в любом случае.
* * * * * * * *
Утро воскресенья почти обрадовало — за окном сухой асфальт, пасмурное, но не без туч небо. Настроение сразу поднялось, в гараж, одеваться, прогревать мотоцикл… твою же мать! По крыше застучали первые редкие капли…
Звонит Диман с вопросом «Поедем? У нас льет по полной…» — отвечаю что «Да, на дождь похер, встречаемся там-то». Вняв голосу благоразумия одеваю дождевик сразу.

Примерно через час встречаемся на КАДе, и едем в сторону Сестрорецка. Дождь средней интенсивности и не прекращающийся. Но я сам в дождевике, ноги в хороших бахилах, подогрев ручек работает — все отлично. Единственное — разражало отсутствие пинлока на визоре шлема. Потеет, зараза, чтобы более-менее нормально видеть, приходится ехать с приоткрытым стеклом.  Как итог — шлем внутри мокрый.

Через некоторое время заезжаем в Сестрорецк, останавливаемся перекурить. Димка говорит, что у него полные сапоги воды (через вентиляцию набралась). Ехать с ощущением бассейна в обуви совершенно некомфортно, потому сворачиваем к первому попавшемуся магазину, покупаем там пару сухих носок, полиэтиленовые пакеты и у входа, на стойке собираем внушительную стопку газет — для сушки обуви. Садимся на мототоциклы и двигаем дальше — до цели осталось меньше 5 км. 

Сначала мы промахнулись  — не нашли съезд на грунтовку. Потом, развернувшись, поехали медленее и свернули с трассы пораньше. Песчаная, с большими лужами, дорога привела нас к запертым воротам по обе стороны которых стояли противотанковые надолбы. Машина точно не прошла-бы, но мотоциклы вполне нормально «просочились» между железобетонных «зубов». Фоток не делали, под дождем лезть за фотоаппаратом совершенно не хотелось.
Дорога. по которой мы ехали, в 1939 была, что называется «не для всех» — по ней передвигались либо красноармейские пограничные патрули, либо (наверно) империалистические шпионы из соседней Финляндии. Граница — вот она, по реке Сестре…
Подъехали к АПК с задней стороны — тут расположился уникальный в своем роде музей фортификации под открытым небом. Экспонаты — разного рода огневые точки, как наши так и вражеские. 

Не успели толком оглядеться — из леса выезжает джип, из него высовывается парень и спрашивает, не те-ли мы мотоциклисты, которые хотели на экскурсию приехать? Отвечаем что да, те самые (я предварительно звонил, узнавал время работы, стоимость экскурсии). Честно говоря, ожидал ответа что погода плохая и кина не будет. Но нет — нам предлжили следовать за машиной ко входу в АПК. На наш вопрос — можно ли внутри обсушиться и немного привести себя в порядок последовал утвердительный ответ. Здорово!

Войдя в низкую дверь (потом я таки треснулся лбом) и пройдя несколько внутренних помещений, мы очутились в комнате, в которой судя по всему отдыхали после смены солдаты гарнизона. Двухярусные нары, небольшой стол. Нынешние хозяева используют ее также для бытовых целей. 

Мы сняли дождевики, Димка одел сухое и сунув ногу в целофановый пакет вновь обулся. Все, сухо и тепло)) 

Гидом была милейшая девушка Елена. Она подробно рассказала нам когда, как и конкретно для чего был построен это объект, какую роль он играл в системе укреплений под Сестрорецком (ведь граница с враждебной тогда Финляндией была совсем рядом)

Потом пошли в сами казематы. Естественно — сразу бросились осматривать пушки.

На фото — 100имм казематное орудие ЗИФ-26. Сохранность почти идеальная, не хватает только замка и «родного» прицела. Все чему положено крутиться и нажиматься — крутится и нажимается. Хоть сейчас заряжай и…
Прошлись по другим помещениям — вооруженным пулеметами Максим (в АПК  2 орудия и 2-3 пулемета), примерялись к станкам, посидели на них, покрутили… ощутили, так сказать, эпоху.

Осмотрели командный пункт, постучали настоящим ключом рации, прошлись вдоль системы вентиляции (интересная, надо сказать, штука — как с электро. так и с ручным приводом), даже увидели настоящий крепостной сортир!

Причем пользовались им только во время боя. В обычных условиях гарнизон использовал строение на улице. Прямоугольное отверстие — амбразура с бронезаслонкой. Если враг наседал — кричать занято стрелять можно было отсюда.
Потом вернулись к музейным экспонатам — а их тут великое множество. Найденное оружие, боеприпасы, награды, листовки…

И все это можно потрогать, и если не прикручено к стенам — даже взять в руки! Стоимость экскурсии  — по 100р с носа. На мой взгляд, более чем бюджетно.

После того как экскурсия закончилась, гостеприимные хозяева предложили чаю. Мы с радостью согласились. Через часок, попрощавшись, сели на мотоциклы и двинули домой. Настроение было отличное, даже на дождь (который так и не кончился) было вобщем-то наплевать.
Примерно через час расстались с Диманом на КАДе, и скоро я был уже дома. В следующий раз (когда будет потеплее) надо пройтись по остальным ДОТам КаУР-а. Они неухожены как АПК, во многих (как у нас водится) помойка… но все равно, интересно.

Материалы по теме:

Весенний катательный зуд :)
Раз сезон отрыт - температура уже не может остановить! Сегодня была отличная погода! Катнули с Юркой от души. Около 250 км в общем вышло.  ...
Немного Латвии в мае.
Так как в прошлом году во время поездки в Крым я приложился, дуги на моем гусе пришли в печальное состояние. Нет, ездить конечно можно, но ...
5300км.Часть 1: Питер — Прохоровка.
Предистория Идея поездки зародилась еще зимой. Началось все с предложения побывать в Прохоровке, потом понеслись остальные «хотелки» — Самара, Казань, Нижний Новгород… в итоге круг ...
Нарва. Поездка одного дня.
Сколько раз слышал, что мыть мотоцикл — к дождю. Особенно если на следующий день ехать куда. Но вот каждый раз желание полюбоваться чистым и ...
На Кексгольмском направлении
Решили с товарищем прокатиться в выходной по достопримечательностям левого берега Ладоги. Понятно, что в один день вместить все, что там есть сложно — решили ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *